28-я Казахстанская Международная выставка «Транспорт и логистика»
28-я Казахстанская Международная выставка «Транспорт и логистика»

Как работает логистическая отрасль в Казахстане во время ЧП

Мировая экономика постепенно замирает. Многие страны вводят чрезвычайное положение и карантин. Казахстан это тоже не обошло стороной. С 16 марта в РК объявлено чрезвычайное положение, с 19 марта полностью стали переходить на карантин крупные города страны.

logistica

Последние два месяца распространение вируса ощущается даже в логистическом бизнесе. Многие страны, где появились инфицированные, закрывают свои границы, а другие страны закрывают свои границы, чтобы предотвратить либо минимизировать заражение своих граждан. Все это влияет на грузопотоки, объемы перевозок и другие процессы в международной и внутренней логистике.

С введением ЧП в Казахстане многие водители-дальнобойщики, которые ранее годами ездили в ближайшие страны (Россию и Кыргызстан) по удостоверению личности, уже не могут выехать за пределы страны без паспорта. Соответственно, уже часть водителей по этим направлениям остались без работы. Сегодня практически полностью закрыты для грузопотока (кроме обеспечения нужд города: продукты питания, лекарства, средства первой необходимости и т.д) крупнейшие города Казахстана.

Введены новые правила прохождения границ. Водители, которые следуют из стран (либо транзитом) с инфицированными жителями, должны оставаться на карантине 14 дней на границе с РК. То есть, если ранее груз везли из Европы автотранспортом в течение 7–10 дней, то сегодня срок составит 21–24 дня. Такие простои на границе ведут к дополнительным затратам транспортных компаний (увеличение командировочных расходов водителям, оплата платных стоянок и так далее), к дефициту транспортных средств и в итоге подорожанию товаров для конечного потребителя.

Сегодня многие страны приостанавливают производство или перепрофилируют под медицинские нужды (например, фабрики по производству одежды сегодня начали выпускать медицинские маски и медицинские халаты), что тоже плохо сказывается на логистической отрасли. Замирает грузопоток, который работал годами. Например, перевозки из Китая: их количество упало в несколько раз из-за остановки производства в стране. 20 февраля, после длительных китайских выходных, запустили первые поезда из Китая - в конце марта возобновили автосообщение из Хоргоса, а до этого времени экспедиторы, которые работают на этих направлениях, были без работы.
Для потребителей происходящее означает две проблемы.

Во-первых, это рост цен практически на все виды товаров, так как основная их масса — импорт. Если пройтись просто по продовольственному магазину, вы уже увидите рост на товары первой необходимости (шампуни, мыло и т.д), также возрастает стоимость лекарственных препаратов.

Во-вторых, это снижение заработных плат и потеря рабочих мест, так как многие предприятия просто не оправятся после ЧП и экономической ситуации в стране.

Сегодня в Алматы и Нур-Султане практически полностью замерло авиасообщение. Те товары, которые ранее поставляли со всего мира на пассажирских самолетах, не поступают. К сожалению, в РК приходит не так много грузовых самолетов. Например, сегодня тариф перевозок из Гонконга в Алматы выше прежнего почти на 40%. Если ранее из Гонконга в Казахстан приходило до 7 рейсов в неделю, то сейчас поставки идут один раз в неделю. Основные логистические хабы Казахстана, аэропорты Нур-Султана и Алматы, парализованы введением карантина. Ранее грузы из разных стран прибывали в пассажирских самолетах, сегодня эта возможность исключена полностью. Остановлено авиасообщение со всеми аэропортами Казахстана. С 22 марта в связи с карантином рынок не получает авиагрузы из России, Узбекистана и других стран, чьи авиакомпании работали на пассажирском рынке Казахстана.

Практически все таможенные и сопутствующие операции переданы в онлайн-режим, а это отражается на скорости таможенной очистки товаров. Сегодня больше 80% грузов идет в «красном коридоре», то есть подлежат обязательному таможенному досмотру. В связи с тем что госорганы задействуют в работе только часть сотрудников, грузы простаивают на СВХ: в ожидании досмотра, дальнейшего помещения под определенный режим или выпуска в свободное обращение на территории РК. Это тоже затраты, которые начинают входить в стоимость товаров.

Источник: Forbes.kz

  • Создано .