"Влияние Covid -19 на транспортный сектор РК" - аналитика, мнения экспертов"
Генеральный директор коммуникационной компании «TLK Media» Жанна Исингарина поделилась своим видением ситуации в транспортной отрасли в период пандемии коронавируса.
- Жанна Сериковна, как ситуация в условиях жесткого карантина отразилась на транспортно-логистической отрасли и мировой цепочке поставок?
- Наша жизнь вообще кардинальным образом изменилась за последний месяц: все мы то и дело следим за сводками борьбы с СOVID-19, проверяем свои адреса на карте распространения вируса и пытаемся осмыслить то, как нам жить дальше. Пандемия оказала беспрецедентное влияние на мировую экономику, которое уже сравнивают с последствиями Второй мировой войны. Транспорт как глобальная логистическая артерия оказался на передовой сражений за непрерывность цепочек поставок.
В настоящее время практически единственный доступный способ борьбы с распространением вируса – ограничение контактов с потенциальными больными, введение карантина и ограничение пассажиро- и грузоперевозок. Если пандемия затянется, международным компаниям придется выстраивать новые производственные цепочки, а это связано с большими издержками.
Согласно недавно опубликованному прогнозу организации Maritime Strategies International (MSI) с распространением новой эпидемии и последующими мерами, принятыми странами для предотвращения и контроля эпидемии, ситуация в индустрии судно-контейнеровозов стремительно ухудшается. В 2020 году объем контейнерных перевозок неизбежно сократится, и может приблизиться либо даже превысить уровень мирового финансового кризиса 2008 года. По их прогнозу на май, общий объем перевозок только по маршрутам Азия-Европа снизится на 17.8% по сравнению с прошлым годом.
Корреспонденты «TLK Media» по Западной Европе Галина Нуртазинова и Петер Эндерс регулярно информируют наших читателей о текущей ситуации в сфере транспорта. «Журавлиная стая» из 700 – при общей численности всего флота в 763 самолета – Lufthansa Group теперь должна оставаться на неопределенное время на земле. В отличие от пассажирских перевозок у Deutsche Bahn растет спрос на транспортировку грузов. Дополнительные заказы у DB Cargo появились и из-за длительных простоев грузовиков на перекрытых границах стран Евросоюза. Экспедиционные компании теперь все чаще склоняются к перевозкам по железной дороге.
Кстати, программа поддержки бизнеса в Германии будет осуществляться через Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW), являющийся крупнейшим в мире национальным банком реконструкции. В свое время он был основан для финансирования восстановления немецкой экономики после Второй мировой войны.
Не легче ситуация и у нашего крупнейшего торгового партнера – России. Транспортная отрасль РФ до конца апреля потеряет более 230 млрд рублей из-за ограничений, введенных с середины марта для борьбы с COVID-19, по оценкам аналитиков инвесткомпании InfraOne. Из них около 60% за вторую половину марта и апрель недополучат авиакомпании и аэропорты. Именно они оказались наиболее уязвимыми на фоне ограничений мобильности населения. По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА) на 6 апреля, общее падение объемов пассажирских авиаперевозок в России составило почти 90% к прошлогоднему уровню. В результате авиакомпании будут вынуждены сокращать полетные программы и всеми силами избавляться от лишнего парка воздушных судов. Для восстановления отрасли потребуется не менее 5–7 лет.
Согласно наиболее оптимистичным прогнозам аналитиков России, после неизбежного падения рынка автомобильных грузоперевозок восстановление его прежних объемов станет возможным не ранее 2022 года. Как показал ретроспективный анализ, проведенный MegaResearch, отрасль автомобильных грузовых перевозок в высокой степени подвержена влиянию кризисных ситуаций. По оценкам специалистов, снижение ВВП на 1% приводит к падению рынка перевозок на 3%.
- А как обстоят дела в сферах автомобильных и авиаперевозок в Казахстане?
- У нас во многом аналогичные проблемы. Руководители столичной воздушной гавани, а также 14 региональных аэропортов Казахстана направили коллективное обращение на имя Премьер-министра Аскара Мамина и главе МИИР РК Бейбуту Атамкулову с просьбой о поддержке отрасли в кризисной ситуации. В письме отмечается, что с отменой авиасообщений в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и снижением пассажиропотока, теряют свою финансовую устойчивость все субъекты авиационной отрасли.
В связи с остановкой рейсов и закрытием пассажирских терминалов практически сведены к нулю доходы от неавиационной деятельности аэропортов (аренда, реклама и т.д.). В ближайшей перспективе, наряду с падением доходов, отрасль столкнется с риском возникновения неплатежей, угрозой вынужденных масштабных сокращений производственного персонала, а аэропорты окажутся на грани банкротства ввиду невозможности выплаты заработной платы, налогов и обслуживания задолженности по кредитным соглашениям.
Кстати, недавно эти проблемы обсуждались в ходе онлайн-конференции по инициативе НПП «Атамекен». Только в аэропорту Алматы половину из трехтысячного персонала отправили в вынужденные отпуска без содержания. По факту воздушные гавани сейчас работают исключительно на грузоперевозки. Но и здесь есть проблемы, в частности, неоправданно высокая стоимость керосина. Без вмешательства Минэнерго эту проблему не решить. Ну и нельзя забывать, что многие аэропорты у нас имеют двойное назначение и используются Минобороны. Логично, что и военное ведомство должно в таком случае разделять финансовую ответственность за их эксплуатацию.
Что касается автотранспорта, то в критической ситуации находятся перевозчики пассажиров, не имеющие возможности выплачивать зарплаты и закупать ГСМ в связи с резким снижением пассажиропотока. Нужны субсидирование и налоговые послабления со стороны государства. Грузоперевозчики обеспокоены вынужденным карантином водителей в Турции и Грузии (при транзите – по 14 дней в обе стороны!), окончанием сроков действия виз у водителей – здесь 100% нужно содействие и активная позиция МИД РК. Нельзя не вспомнить и проблему утилизационного сбора, что сказывается на нашей конкурентоспособности в сравнении с зарубежными перевозчиками.
В автодорожной отрасли принято решение о том, что штрафные санкции к дорожным компаниям из-за ненадлежащего исполнения договорных обязательств во время действия чрезвычайного положения применяться не будут. Приняты меры по продлению сроков предоставления подрядными организациями банковских гарантий. На сегодняшний день на участках реконструкции трудятся более 11 тысяч человек персонала и задействовано порядка 6700 единиц техники. По данным МИИР РК, в рамках дорожной карты занятости в 2020 году на строительные работы в автодорожную отрасль будут привлечены 1300 человек из числа казахстанской молодежи.
- Продолжая разговор о положении в разных отраслях транспорта, скажите, какие меры господдержки, на Ваш взгляд, нужны в сфере железнодорожных и морских перевозок?
- Как Вы знаете, с 31 марта 2020 года приостановлено пассажирское сообщение между регионами Казахстана. Отменено курсирование всех пассажирских поездов, в том числе частных перевозчиков и других ж/д администраций.
Что касается грузовых перевозок, то предпринимателей беспокоят проблемы с простоями из-за запретов по линии Минсельхоза, действия таможенных органов, сложности с закупками запчастей для ремонта вагонов. Без поддержки со стороны КТЖ в виде отмены штрафов за простой и оплаты за различные операции экспедиторам и операторам вагонов не выстоять в этот кризис. Но надо отдать должное национальному перевозчику, с учетом активной позиции KAZLOGISTICS, АНЭК, КазАПО отменившего ряд санкций в марте и апреле.
В первые месяцы годы в КТЖ снизились показатели транзита, а это наиболее доходная статья. Но ситуация постепенно начинает улучшаться в связи с оживлением экономики Китая. За сутки 3 апреля текущего года станция Алтынколь обеспечила прием 16 грузовых поездов, следующих транзитом через территорию Казахстана из Китая в Центральную Азию, Россию и Европу. Это за последние дни самый высокий показатель, что особенно ценно после февральского спада перевозок грузов из-за коронавируса.
Есть оптимистические новости и у частных компаний. Например, «ТрансКом», не только не сократил транспортировку грузов в КНР, а наоборот увеличил. Только в этом месяце в Китай планируется экспортировать 550 тысяч тонн железорудного сырья производства АО «ССГПО». Для сравнения в прошлом году в апреле перевезли в два раза меньше (283 тысячи тонн).
Говоря о ситуации в морских перевозках, то в первую очередь нужно рассматривать деятельность порта Актау. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране, уполномоченными государственными органам принято решение о приостановке перевозки пассажиров через порт, за исключением пассажиров, перевозящих грузы и продукты питания, а также лекарственные средства. Экипажам судов заграничного следования запрещен сход на берег, во время стоянки и грузовых операций в порту Актау.
Однако приостановка перевозки пассажиров не затрагивает остальную деятельность морского порта Актау по обработке генеральных грузов. Порт работает в прежнем режиме, осуществляется перевалка зерна на сухогрузах по маршруту порт Актау - порты Ирана, перевалка нефти на танкерах в направлении порта Махачкала с дальнейшей отправкой по трубопроводу порт Махачкала-Новороссийск. В импортном направлении из Ирана продолжают идти такие грузы, как цемент, стройматериалы, ТНП, продукты питания и т.д. В рамках маршрута ТМТМ продолжает курсировать на регулярной основе фидерное сообщение в направлении Актау – Баку (Алят) – Актау.
Для недопущения возникновения значительных убытков портов и выполнения ими в полном объеме всех требований по обеспечению безопасности и защите объектов береговой инфраструктуры требуются меры поддержания их финансовой устойчивости: это снижение налоговой нагрузки, меры тарифного регулирования, снижение долговой нагрузки и т.д.
Добавлю только позицию «Казмортрансфлота». Компания столкнулась с проблемами при смене экипажей из-за карантина, простое судов по причине запрета на экспорт пшеницы, санкций в отношении Ирана. КМТФ просит поддержку КТЖ в виде отсрочки за оплату аренды сухогрузов. Но в целом относительно других отраслей транспорта ситуация здесь выглядит не такой плачевной.
- Какие прогнозы дальнейшего развития событий в отрасли Вы можете дать?
- На данном этапе сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация — каков будет ущерб для отдельных отраслей и конкретных компаний. Это станет понятно только после отмены режима самоизоляции.
Сейчас же нужны персональная ответственность руководителей госорганов, повышение уровня межведомственных коммуникаций, круглосуточная работа штабов по решению проблем с перевозками. Пока мне лично непонятно, кто будет формировать и реализовывать антикризисный план на транспорте в условиях такой разрозненности отрасли и отсутствия профильного министерства, о чем мы уже говорили ни раз.
Пандемия заставила перестраиваться в сжатые сроки все сферы деятельности, в том числе транспорт. Значение грузовых перевозок в это кризисное время для экономики, обеспечения населения необходимыми товарами велико как никогда. Именно этот период показал, какие компании серьезно подошли к цифровизации бизнес-процессов, а где внедрение новых технологий ограничилось популистскими заявлениями. Уверена, что в будущем тренд на выстраивание централизованной IT-инфраструктуры только усилится.
Мое личное наблюдение – транспортная отрасль Казахстана в сравнении с европейской и даже российской, остается достаточно консервативной и закрытой в плане доступа к информации. Мало качественной отраслевой аналитики. «Коронакризис» еще больше проявил эту проблему. Думаю, настало время для трансформации устаревших подходов в сторону открытости, прозрачности, активизации использования современных средств коммуникаций. И наша редакция готова стать партнером и проводником новой информационной политики на транспорте путем создания интерактивной онлайн-площадки.
- Уважаемая Жанна Сериковна, от лица компании Iteca благодарим Вас за интервью, и надеемся встретиться лично в Алматы с 14 по 16 октября в дни работы Казахстанской Международной Выставки «Транспорт и Логистика». Желаем Вам благополучия и стабильности в это непростое время, а самое главное – здоровья Вам и Вашим близким!
- Создано .