В Правительстве рассмотрен вопрос цифровизации транспорта и логистики
23 октября в ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева рассмотрен вопрос цифровизации транспорта и логистики.
Как доложил министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек, в настоящее время введена в тестовую эксплуатацию Система взимания платы на 3-х участках: Алматы – Капчагай, Алматы – Хоргос и Астана – Темиртау.
«В январе 2019 года будет объявлен конкурс на установку системы платы на участках Шымкент – Актобе – Мартук, Шымкент – Тараз – Кайнар и Астана – Павлодар. В целом в 2020 году 17 участков протяженностью порядка 6,5 тыс. км будет охвачено системой взимания платы», — сказал Ж. Касымбек.
Также на участке Астана – Щучинск запущена система для безостановочного проезда с использованием RFID меток, реализован сервис безналичного способа оплаты PayWay.kz, интернет-банкинг, QIWI – кошелек. Данный участок оснащен датчиками погоды и информационными табло для информирования водителей о погодных условиях, скоростном режиме и т.д.
Вместе с тем, для цифровизации придорожного сервиса запущено мобильное приложение «KazWay» и внесены данные в электронную карту «Transpark» Международного Союза автомобильного транспорта IRU, содержащие актуальные сведения по всем объектам дорожного сервиса. Также продолжается работа по наполнению данными Системы управления дорожными активами о состоянии автомобильных дорог полученных посредством 16 дорожных лаборатории.
«В декабре планируем завершить аттестацию на информационную безопасность. В целом система позволит сэкономить расходы на ремонте автодорог, и к 2025 году ожидаем экономический эффект в размере 110 млрд тг», — сообщил министр по инвестициям и развитию.
Кроме того, для автоматизации транспортного контроля продолжается внедрение Специальных автоматизированных измерительных средств, которые позволят снизить количество нарушений допустимых весовых параметров и положительно отразится на обеспечении сохранности автомобильных дорог. На сегодняшний день функционируют 8 таких измерительных средств.
«С начала года выявлено свыше 700 нарушений и взыскано порядка 85 млн тенге в виде сборов и штрафов. До конца текущего года планируется запуск еще 12 систем. К 2020 году планируется довести их общее количество до 46 единиц. Таким образом автоматизация процедур взвешивания транспортных средств позволит исключить человеческий фактор при осуществлении транспортного контроля», — сообщил Ж. Касымбек. При этом, для полной автоматизации транспортного контроля с июля следующего года выдача специального разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств будет осуществляться в автоматизированном режиме за 15 минут вместо 3–7 дней.
В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пилотном режиме запущена Система диспетчеризации межобластных и международных пассажирских перевозок. До конца 2019 года система будет введена в эксплуатацию и подключены свыше 2 тыс. автобусов, задействованных на межобластных и международных перевозках пассажиров по 416 маршрутам.
В рамках «Smart City» в сфере транспорта в городах областного и республиканского значения реализуются системы электронной оплаты проезда и мониторинг общественного транспорта. Сегодня эти системы полностью функционируют в городах Астаны и Алматы. По остальным городам утверждены соответствующие дорожные карты со сроками реализации с 2018 по 2021 годы.
В сфере авиаперевозок 14 июня т.г. с частным инвестором подписан Договор ГЧП на внедрение информационной системы безбумажного документооборота «E-freight», что позволит сократить время обработки груза, оптимизировать расходы и заменить предоставление 20 документов в бумажном виде на электронные. В декабре т. г. система будет запущена.
В отрасли железнодорожного транспорта АО «Қазақстан темір жолы» принята программа «Цифровая железная дорога» 2018–2022 годы. В рамках Программы планируется реализовать порядка 21 проекта по основным 4 направлениям.
Председатель правления АО «НК «Казакстан темир жолы» К. Алпысбаев, в свою очередь, доложил, что цифровизация охватывает все ключевые направления компании: железнодорожную инфраструктуру, грузовые, мультимодальные и пассажирские перевозки.
В рамках развития железнодорожной инфраструктуры компания ставит задачу перейти к обслуживанию и ремонту по фактическому состоянию инфраструктуры. Реализация проекта «Автоматизированная система управления «Магистраль», входящая в государственную программу «Цифровой Казахстан», осуществляется в соответствии с утвержденным планом.
«Проект предусматривает использование шести мобильно-диагностических комплекса, три из которых начнут работать в декабре 2018 года. В полном объеме система начнет функционировать в середине 2019 года. В результате внедрения проекта диагностика всей магистральной сети будет осуществляться за 15 дней вместо 180 дней, будет оптимизировано 240 единиц дефектоскопов, в 2 раза снизятся расходы на локомотивную тягу и содержание вагонной части», — проинформировал С. Алпыспаев.
По его словам, в сфере грузовых перевозок в целях повышения клиентоориентированности ставятся актуальные задачи по электронному обмену. В промышленном режиме к системе подключены все 456 грузовых станций. Внедрение системы позволило сократить время на подачу перевозки во внутриреспубликанском сообщении с 11 часов до 5 минут, в экспортном сообщении с 35 часов до 1 часа. На сегодня осуществляется электронный обмен с Россией, Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном.
Цифровизация системы мультимодальных перевозок направлена на решение прироста транзитных контейнерных перевозок. В целях снижения времени обработки заказов и оптимального управления цепочки поставок реализован первый этап проекта.
«В сфере пассажирских перевозок акцент сделан на клиентоориентированности услуг. В рамках технологии электронного билетирования пассажирам предоставлена возможность покупки билетов через веб-сайты. За 9 месяцев текущего года было оформлено более 17 млн билетов, в том числе более 11 млн электронных билетов», — добавил К. Алпысбаев.
- Создано .