Ворота Центральной Азии: преодолеть любым путем
В Шымкенте прошла первая Южно-Казахстанская международная выставка «Транспорт, логистика и инфраструктура» – Silk Way Transport, Logistics & Infrastructure 2015.
Организатором проекта, нацеленного на увеличение транзитного потенциала Южно-Казахстанской области и развитие транспортной и складской инфраструктуры в регионе, выступил акимат ЮКО. Официальную поддержку оказали Министерство по инвестициям и развитию РК, Палата предпринимателей ЮКО, а также ряд отечественных компаний и профильных ассоциаций.
В сердце всех дорог
Как отметил на церемонии открытия выставки директор палаты предпринимателей ЮКО Аскар Абубакиров, это мероприятие очень важно для развития бизнеса в целом и предпринимателей, потому что без транспортной логистики, без продаж и продвижения товаров и грузопотоков не может быть никакого развития. Он также подчеркнул особую значимость проведения столь масштабного мероприятия в Южном Казахстане, который является предпринимательским и транспортно-логистическим центром страны, находится в самом сердце Центральной Азии и называется ее «воротами».
– Развитие транспорта и логистики – одно из ключевых и приоритетных направлений развития нашей области, – сказал он. – Выставка открывает большие возможности и перспективы перед бизнесменами региона, которые могут познакомиться здесь с передовыми технологиями, найти себе партнеров, наладить связи, обсудить инвестирование новых проектов.
Собственно выставка проходила два дня в выставочном центре «Көрме Орталығы». Основными ее темами обозначили транспорт, логистику, транспортную инфраструктуру, складское оборудование и дорожное строительство. Экспозиция представила более 50 компаний из Казахстана, Беларуси и России, а также представителей предприятий стран дальнего зарубежья. Были представлены услуги в области перевозок пассажиров и грузов различными видами транспорта, проектирования, строительства и оснащения складов различного назначения, дорожного строительства, диагностики и ремонта спецтехники, системы оптимизации транспортной логистики.
В рамках выставки состоялась конференция «Развитие транспортного потенциала и логистической инфраструктуры в Южно-Казахстанской области», на которой рассматривались вопросы формирования развитой национальной транспортно-логистической инфраструктуры в рамках государственной программы «Нұрлы жол», повышения роли бизнеса в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, строительства международного аэропорта в городе Шымкент и другие актуальные темы развития логистической инфраструктуры в ЮКО. Одновременно она стала своего рода дискуссионной площадкой по обсуждению имеющегося потенциала и дальнейших путей развития логистики в регионе.
География регионального транзита
Председатель правления НК «СПК «Шымкент» Талгат Алпысбаев в своем выступлении рассказал об основных направлениях развития логистики в регионе, в рамках которых идет возведение объектов инфраструктуры:
– Первое направление – это транзит, который мы обеспечиваем благодаря своему географическому положению. Речь идет в первую очередь о строительстве транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, общая протяженность которого по территории Казахстана составляет 2787 км и в частности в ЮКО – 427 км. Завершение проекта ожидается в следующем году, на сегодня сделано свыше 60% от указанного объема. Второе направление логистики ориентировано на обеспечение внутреннего спроса населения в продуктах питания. Для обеспечения эффективной логистики с конечной целью удешевления продукции для потребителей в Шымкенте строится транспортно-логистический центр. Третий компонент – это развитие экспортного потенциала ЮКО. По данным статистики, производство сельхозпродукции в области в последние годы выросло в разы. По ранним овощам из-за климата мы имеем временное преимущество в 2-3 недели перед другими регионами, благодаря чему наши производители получают возможность выйти на российский и другие зарубежные рынки и поставлять туда свежую продукцию текущего сезона. Для оперирования потоков овощей и бахчевых строятся логистические центры в ряде районов, в том числе граничащих с Узбекистаном.
Подробнее о проекте транспортно-логистических центров проинформировал генеральный директор управляющей компании «Транспортно-логистическая зона» Сунгат Абдулаев. Как он пояснил, необходимость разработки проекта транспортно-логистического центра (ТЛЦ) Шымкента была обусловлена возникшей диспропорцией между ростом грузопотока через территорию ЮКО за последние 5 лет на 22% и нехваткой складских площадей, дефицит которых на сегодня составляет 510 тыс. кв. м.
– Для повышения экспортного потенциала региона, хранения товаров повседневного спроса и промышленных товаров, стабилизации цен на внутреннем рынке в несезонное время, повышения конкурентоспособности, а также улучшения логистической инфраструктуры ЮКО в Шымкенте было начато строительство ТЛЦ, – проинформировал Сунгат Абдулаев. – Акиматом ЮКО был выделен земельный участок площадью 92 га, где в настоящий момент реализуется шесть инвестиционных проектов. За счет государственных средств была подведена инфраструктура. Общая площадь складов составит 230 тыс. кв. м, в том числе 80 тыс. кв. м складов с особым температурным режимом (овощехранилищ), 20 тыс. кв. м морозильных камер, 130 тыс. кв. м сухих складов. Также на территории центра предусмотрены контейнерная площадка, таможенные терминалы, дистрибуционный центр, станции технического обслуживания, офисные помещения, пункты питания, гостиничный комплекс. Строительство разделено на два этапа. По первому этапу в этом году будет введено в эксплуатацию около 100 тыс. кв. м.
Оптимизируем затраты
По информации С. Абдулаева, земельный участок расположен в 2 км от международного аэропорта города Шымкента, в 4 км от международной автомагистрали Западная Европа –Западный Китай и 500 м от трансазиатской железнодорожной магистрали.
– Такое местоположение центра делает его уникальным в плане возможностей поставок грузов любым удобным способом и оптимизации затрат на грузоперевозки, – подчеркнул он. – Строительство транспортно-логистического центра покроет 45% дефицита из 510 тыс. кв. м необходимой потребности в складских помещениях области, будут созданы 726 постоянных рабочих мест. Общий объем привлеченных частных инвестиций уже составляет 24 млрд тенге, на каждый тенге, выделенный государством на строительство инфраструктуры для логистического центра, привлечено 16 тенге частных инвестиций. В ходе деятельности транспортно-логистической зоны в бюджет государства будет выплачиваться около 900 млн тенге ежегодно в виде выплаты налогов и других отчислений.
Кроме того, добавил спикер, сейчас ведется работа по созданию транспортно-логистических центров в районах и городах области. Акиматом выделены земельные участки под строительство транспортно-логистических центров в Мактааральском районе (для экспорта бахчевой продукции) – 19 га, в Сарыагашском районе (для экспорта овощной продукции) – 10 га, в городе Туркестане (для связи с западными регионами) – 20 га. В результате реализации инвестиционных проектов здесь будут построены складские помещения площадью 80 тыс. кв. м. В Сарыагашском районе строительство завершено на 50%, введение в эксплуатацию планируется в следующем году. В Мактааральском районе и Туркестане разработаны ПСД, сейчас в бюджете изыскиваются средства на обеспечение этих участков необходимой инфраструктурой. Их строительство будет начато в следующем году.
– Цель создания логистических центров состоит в выстраивании оптимальных логистических маршрутов для транспортировки товаров, создании оптовых торговых площадок для товаров местного производства, открытии каналов сбыта и выведении продукции товаропроизводителей ЮКО на рынки стран Таможенного союза, Европы и дальнего зарубежья, оптимизации транспортных потоков с целью повышения эффективности использования транспорта, – заключил генеральный директор транспортно-логистической зоны.
Говоря о важности возведения логистических центров, Талгат Алпысбаев привел пример из своего личного опыта. Занимаясь ранее поставкой бахчевых на территорию России, он столкнулся с тем, что при погрузке дынь с полей летом при температуре плюс 40 градусов и выше эксплуатация техники в экстремальных условиях вела к повышенной запыляемости фильтров и постоянному износу двигателя, но самое главное – по пути до достижения места назначения портилось порядка 15% объема продукции. Мощности же и возможности строящихся центров позволяют минимизировать эти факторы, и их высокий эффект сделает очень востребованным такие услуги.
– Увеличение потока оперирования, улучшение качества продукции, доходящей до конечного потребителя, и снижение издержек при ее транспортировке – эти вещи и решает логистика, – резюмировал глава СПК «Шымкент».
Не выплеснуть деньги из АПК
Более обстоятельно и детально с тем, что из себя представляет складская логистика на современном предприятии, участников конференции познакомил технический директор ООО «Логитекс» (Москва) Сергей Полуянов. Директор по развитию бизнеса ТОО Continental Logistics Аида Регер рассказала о логистике как отдельном, относительно новом направлении в казахстанском бизнесе. Авторитетный российский гость – вице-президент ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава, председатель совета директоров ЗАО «СлавТранс-Сервис», член совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Голландцев, поведавший о российском опыте в этом направлении, провел аналогии с казахстанским опытом и предложил варианты интеграции.
– Несколько лет назад у нас в стране пришло понимание, что инфраструктурные ограничения значительно сдерживают развитие агропродовольственного комплекса, как это сейчас происходит у вас, – сказал он. – Тогда было принято решение, что АПК включает не только сельхозтоваропроизводителей всех областей и уровней, но еще и товаропроводящую агрологистическую инфраструктуру, неразвитость которой прежде всего отражается на несправедливом ценообразовании. К примеру, в России на овощи открытого грунта всего 39% структуры цены приходится на товаропроизводителя, а на рыбу – порядка 29%. Основная наценка приходится на переработчика и товаропроводящую сеть, в частности, по рыбе это порядка 70% цены, по овощам – около 60%. Такая ситуация вымывает деньги из сектора АПК. Поэтому в России сейчас субсидируется создание агроинфраструктуры.
По его мнению, создание на юге логистических центров при перспективе соблюдения в них стандартов европейского качества, введении онлайн-контроля и выполнении прочих требований сулит выход нашей продукции на зарубежные рынки. В частности, он видит большие перспективы во взаимовыгодной интеграции наших ТЛЦ с аналогичными структурами в России. И российская сторона, судя по приведенным им данным, в этом особенно нуждается. Так, 1 кг бахчевой культуры в Магадане стоит 100 долларов, тогда как у нас порядка двух центов, а наши помидоры на рынках Дальнего Востока уходят по 10 долларов за кг.
Проследив цепочку их движения из Казахстана, российские специалисты выявили, что наша страна фигурирует только в качестве начального звена – отсюда овощи закупаются приезжими зарубежными трейдерами. И выгоду от конечной цены снимают опять-таки зарубежные посредники.
– Почему вы сами не можете продавать свою сельхозпродукцию на российском рынке? – задал вопрос Андрей Голландцев. – По крайней мере, для нас этот вопрос остается открытым. Я думаю, что если бы казахстанские предприниматели интегрировались инфраструктурно в нашу транспортно-логистическую систему, мы могли бы преодолеть эту нечестную и несправедливую ситуацию. Если мы свяжем центры, то ваши фермеры будут зарабатывать больше денег, а наши северные и дальневосточные рыбаки будут есть витаминную продукцию по значительно более приемлемым ценам и значительно лучшего качества. Иначе посредники так и будут зарабатывать на выгодно им выстроенной товаропроводящей ценовой цепочке.
А может, исключить посредников?
С резонностью таких доводов согласился Талгат Алпысбаев:
– Поднятые вами вопросы чрезвычайно актуальны в казахстанских реалиях. Доля доходов сельхозтоваропроизводителей в структуре цены реализатора продукции, мягко говоря, далека от желаемого уровня. Это тормозит развитие всего АПК. Фактически мы держим сельхозтоваропроизводителя на подножном корме, на уровне, где он способен только лишь выживать. А ведь это вопрос продовольственной безопасности страны, и в наших целях как можно быстрее соединить работу двух транспортно-сбытовых систем и при этом по возможности исключить посредников, которые, не вкладывая ничего, зарабатывают очень много.
Как уверен Т. Алпысбаев, состоявшееся мероприятие заложило начало дальнейшим переговорам и встречам, которые приведут к конкретным результатам, и позволило обсудить круг важнейших вопросов обеспечения и развития отечественной логистической инфраструктуры.
– Транспортная система является ключевой составляющей инфраструктуры Казахстана, – резюмировал он. – Неслучайно развитие транспортно-логистической инфраструктуры значится одним из основных пунктов ряда государственных программ, а развитие транспортной отрасли определено одним из главных направлений стратегических планов развития до 2020 года. ЮКО имеет позитивную динамику в этом отношении. В ближайшее время Шымкент станет городом с миллионным населением и крупным промышленным кластером, специализирующимся на выпуске высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции. Он станет городом, обеспечивающим готовыми пищевыми товарами потребителей Казахстана и приграничные регионы сопредельных государств, центром экономического роста, концентрирующим в себе высокую экономическую активность бизнес-среды и населения, интегрированным с внутренними и внешними рынками страны. И большую роль в этом сыграет обеспечение региона соответствующей инфраструктурой.
Лира МАРАТОВА, Шымкент
Источник